С именем Венской фарфоровой мануфактуры связано много интересных историй.
Здесь и шпионские страсти, и предательство, и банкротства, и взлеты.
Наверное, в Европе нет больше предприятия со столь насыщенной событиями историей.
Как и большинство фарфоровых мануфактур Европы, за исключением английских и немецких, Венская фарфоровая мануфактура была под патронажем императорского дома.
Создавалась на его средства и для раскрытия тайны фарфорового рецепта работали не химики-технологи, а императорские шпионы, банально утащившие рецепт фарфора с Мейсенской мануфактуры.
Венский фарфоровый завод (Императорская привилегированная фарфоровая мануфактура) был основан в 1718 году в Альзергрунде, неподалеку от Вены (район вошел в состав Вены в 1862 году).
Это старейший в Европе фарфоровый завод, после Мейсена.
Технология производства мейсенского фарфора была полностью засекречена.
Фарфор в Европе в те годы был дороже золота, его так и называли «драгоценное белое золото». Секретами его производства владели немногие, их называли «арканисты» — чародеи — от латинского слова arcanum «тайна».
Это были химики-технологи и все они работали в Мейсене
Тем не менее, Клавдий дю Покье — курфюст в Саксонии, разузнал рецепт состава мейсенского фарфора и технологию его производства.
Он смог по своим дипломатическим каналам с помощью императорского посла и секретного агента барона Дамиана Гуго фон Вирмонта переманить ремесленников из Мейсена в Вену и в 1718 году создать с их помощью второй в Европе фарфоровый завод.
Период 1744-1784 годов называется «пластический период»
Это время расцвета скульптурного рококо в искусстве фарфора. Директором предприятия в этот период была Франц Иосиф Вольф Розенфельд. Выдающимися художниками этой эпохи были скульптор Иоганн Йозеф Нидермайер и Георг Рафаэль Доннер, который работал в качестве модельщика на заводе с 1747 по 1784 год.
Керамическая скульптура тех лет отличалась сюжетами и формами.
Если в Мейсене делали в основном ослепительно-белые скульптурки на библейские сюжеты, то Венская мануфактура предпочитала жанровые бытовые сценки.
Тут и девушки в платьях с букетами в руках, и дети — пухлые пупсы, но вполне реальные, с игрушками и конфетами.
1880 г.
Мастера венской мануфактуры очень внимательны к деталям.
Одежды героев проработаны с особой тщательностью, платья украшены кружевом, туфли бантами, точен каждый локон на прическе, каждая складка накидки, каждый цветок в руке.
Движения и позы оживлены, лица улыбаются — это типичная венская пластика.
Тарелки в стиле Бидермейер*
———————————————————————————
* В первой половине XIX в. поставщиками мод, помимо Франции и Англии, являются Австрия и Германия.
Именно поэтому направление, которое господствует в искусстве и костюме
30-40-х гг., называют немецким словом «бидермайер».Во Франции этот стиль назывался «стиль Луи-Филиппа».(Луи-Филипп I (в русской традиции его еще называют Людовик-Филипп) король Франции с 1830 по 1848 гг)
Стиль бидермайер воплотил в себе веяния новой эпохи: стремление к безопасности, комфорту, умеренности, функциональности и простоты.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский».
—————————————————————————————
С 1784 года, в период директорства на предприятии Конрада Зоргеля из Зоргенталя начинается живописный период, который и дал название фарфору того времени «зоргенталь-фарфор». Предприятие всегда было убыточным и император Иосиф II мечтал избавиться от него.
Но поскольку желающих приобрести предприятие не было, император был вынужден принять решение найти нормального управляющего, который мог бы вывести предприятие на безубыточность и отделить его от императорского двора.
Назначив Конрада Зоргеля управляющим император поступил вполне дальновидно, поскольку Зоргель был не только успешным предпринимателем, вытащившим уже два императорских предприятия из убыточности, но и обладал прекрасным художественным вкусом.
Именно Зоргель понял, что предприятие должно противопоставить что-то особенное Мейсену и Севру, которые в тот период были главными его конкурентами.
1730 г.
Тарелки периода Бидермейер
И он смог придумать. Главной «фишкой» Вены стала сложная живопись по фарфору.
На мануфактуре стали копировать пейзажи и античные сюжеты, обратились к классицизму в пластических работах.
На завод стали принимать только живописцев, блестяще закончивших Венскую Академию Искусств.
Во главе мастерских были поставлены выдающиеся художники того времени.
Только так можно было превратить предприятие в равное Севру и Мейсену.
И предпритие стало высоко-рентабельным, приносящим императору солидный доход.
Но пожалуй, самым выдающимся периодом в истории Венской фарфоровой мануфактуры, создавшим целое направление в мировом искусстве был Бидермейер, продолжавшийся с 1805 по 1864 год, вплоть до самого закрытия завода.
Этот стиль появился как реализация чаяний нового буржуазного класса. С одной стороны он несет в себе богатство и пышность ампира, предшествующего ему. С другой стороны, он является продолжением романтизма и идеализма, и отражает потребность в камерности и сентиментальности.
Несмотря на обилие позолоты и сложный рельеф, главным в изделиях периода Бидермейера всегда будет мягкая интимность, выраженная в тонкой и очень мастерской живописи по керамике.
Бидермейер является логичным продолжением ампира, но одновременно с этим становится родным отцом модерна, продолжившим стремление в искусстве к интимности и естественности.
В 1864 году Венская фарфоровая мануфактура не выдерживает конкуренции с дешевыми чешскими изделиями и закрывается.
Чтобы в 1923 году опять быть воссозданной в Аугартенском фарфоровом заводе, продолжающим традиции Венской фарфоровой мануфактуры до наших дней.
Вторая половина 18 в.
Наше время…
Венская фарфоровая мануфактура, основанная в 1718 году, является второй старейшей мануфактурой в Европе. Сегодня, как и в былые времена, фарфор изготавливается и расписывается вручную. Благодаря этому каждый экземпляр становится уникальным произведением искусства.
С самого дня основания мануфактуры Аугартен дизайн фарфоровых изделий создается в сотрудничестве с известными художниками.
Художники всех эпох создавали настоящие шедевры – более 25 000 изделий демонстрируют широкий спектр творческих стилей, от барокко до модерна.
Вторая половина ХХ в.
Арт-деко
«Венская роза» – известный узор эпохи бидермейер, всемирно известный «Дынный сервиз» Йозефа Хоффманна был создан в 1929 году.
«Дынный сервиз» Йозефа Хоффманна – © Augarten Wien
Узор «Венская роза»
2007 г.
Ваза «Пиноккио» дизайнера Филиппа Бруни
Молодые дизайнеры работают над современными формами и лаконичным дизайном, при этом последовательно продолжая 300-летнюю традицию.
Они также превосходно реализуют индивидуальные пожелания клиентов.
Фигурки изготавливаются из отдельных частей, число которых может достигать семидесяти!
Благородные изделия из фарфора можно приобрести в магазине при фарфоровой мануфактуре или во флагманском магазине в центре Вены.
Товарный знак венских изделий
И дополнение к теме — прекрасные женщины на тарелках
(ручная роспись) конца ХIХ — начала ХХ вв.
.
.
.
.
Источник (текст)
Источник (фотографии) Остальные фотографии взяты из разных источников.
Поделиться в соц. сетях
Похожие записи
Венская фарфоровая мануфактура, интересное, искусство, история, красота, фарфор, фото, фотографии, хобби
{ Comments are closed! }