Альберт Якобс Кейп

Всадник на фоне пейзажа -- 117х170, Музей Дордрехт

Всадник на фоне пейзажа — 117х170, Музей Дордрехт

Альберт Якобс Кейп (Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp (Cuijp); крещён 20 октября 1620 г., Дордрехт – 15 ноября 1691 г., Дордрехт) – голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко, известен своими пейзажами.

Не так давно установлено, что Альберт Кейп родился в 1620, а не в 1605 г., как утверждается в некоторых источниках. И дед и дядя Альберта были художниками, специализировавшимися по витражам, отец – Якоб Герритс Кейп – был известным портретистом. Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640-х гг. отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт снабжал их пейзажным фоном. Но к этому времени Кейп-младший уже создавал и самостоятельные произведения. Трудно сказать, были ли у Альберта другие учителя. Версия, что пейзажной живописи художник обучался у ван Гойена, пока подтверждений не нашла. Во всяком случае, творчество последнего заметно отразилось на произведениях Альберта Кейпа, в особенности ранних.

Вид на Маас зимой -- Частное собрание

Вид на Маас зимой — Частное собрание

Художник прославился умением передавать свет и воздушную среду туманного утра, сияющего полдня, золотого вечера. Он с удовольствием запечатлевал теплоту летнего или осеннего неба, янтарную дымку, обволакивающую окрестные холмы, отражения в сонной воде. Солнечный свет на его полотнах разливается по картине, то и дело выхватывая какую-то небольшую деталь панорамы. Травинка, волосы конской гривы, рог склонившейся над ручьём коровы, шляпа крестьянина – всё купается в желтовато-охристом сиянии. Лучи света отражаются и преломляются предметами, словно гранями бриллианта, и сами предметы как будто растворяются в лучах света. Учителем Кейпа в таких случаях являлась сама природа, и в изображении света Кейп считается предшественником Вермеера. Иногда Кейп писал море, и спокойное, и бурное, был одним из лучших в передаче лунного освещения в ночных пейзажах. Его композиции даны, как правило, с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства.

Вид на Дордрехт с охотником и раболовами -- 1650-е, Музей искусств Будапешт

Вид на Дордрехт с охотником и рыболовами — 1650-е, Музей искусств Будапешт

Деятельность Кейпа протекала преимущественно в Дордрехте. После смерти отца в 1651 или 1652 г. Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности. В 1659 г. он стал деканом реформистской общины, в 1682 вошёл в состав суда. Вообще, складывается впечатление, что его больше ценили за общественные, а не творческие заслуги, хотя художник и получал заказы от влиятельных горожан.

Сохранилось мало сведений о деятельности мастерской Кейпа. Известно, что его учеником был Барент ван Калрат, и, возможно, его брат, Абрахам ван Калрат, который настолько скрупулёзно следовал живописной манере Кейпа, что позднее последнему приписывались многие картины Абрахама, тем более что инициалы в подписях на их полотнах одинаковы – «А. К.».

Утка -- 1647-50, 35х41, Музей Дордрехт

Утка — 1647-50, 35х41, Музей Дордрехт

Документальных свидетельств о том, что Кейп куда-либо выезжал из Дордрехта, нет, но судя по местностям, изображённым на его пейзажах, он скорее всего путешествовал по Голландии, бывал в верхней части Рейна, возможно, в Вестфалии. В 1658 г. художник женился на Корнелии Бошман, богатой вдове военного моряка Йохана ван де Корпута, происходившего из уважаемого в городе семейства. У жены к тому времени уже было трое детей, а годом позже она родила Альберту дочь. После женитьбы творческая деятельность Кейпа практически сошла на нет – видимо, по причине активного участия в церковных делах (Корнелия была очень набожной), а может быть, из-за отсутствия финансовых трудностей. Жена умерла в 1689 г., и последний год своей жизни Кейп жил у своей дочери и её мужа, владельца пивоваренного завода. Под конец жизни Кейп создавал мало картин. Умер он в 1691 г. и похоронен в августинской церкви в Дордрехте. Кейп не был особенно ценим при жизни, что совершенно не препятствовало ему писать так, как он считал нужным, быть старательным или небрежным – как ему хотелось, вообще, следовать на своём свободном поприще мгновенному вдохновению. Первыми, кто в XVIII в. открыл всю его значимость как художника, были англичане, и неудивительно, что большая часть творческого наследия Кейпа сосредоточена в Великобритании. Увлечение Кейпом достигло таких масштабов, что в скором времени в самих Нидерландах не осталось сколько-нибудь значительных творений художника. У него появились подражатели и последователи, такие как Абрахам ван Стрей и его брат Якоб

Всадники и паж-негритенок, ок1652, 143х227, Королевская коллекция Англия

Всадники и паж-негритенок, ок1652, 143х227, Королевская коллекция Англия

В творчестве Кейпа так полно собраны все стороны голландской жизни, особенно сельской, что уже его размаха и разнообразия вполне достаточно для того, чтобы придать ему значительный интерес. Пейзажи, море, лошади, скот, люди любого круга, начиная с праздных богачей и вплоть до пастухов, маленькие и большие фигуры, портреты, птичьи дворы – на всё это распространялись любознательность художника и его талант. Кейп больше, чем кто-либо, употребил свой дар, чтобы расширить поле наблюдений над своей страной, расширяя тем самым и пределы её искусства. Но при этом умении превосходно писать во всех жанрах Кейп сам не создал ни нового жанра, ни нового искусства. С его именем не связана та особая манера видеть, чувствовать или писать, которая позволяет сказать: это – Рембрандт, это – Паулюс Поттер или Рёйсдаль. Несмотря на такую оговорку, он занимает очень высокое место в списке своих современников, и, если бы Кейпа не было, голландская школа лишилась бы великолепных произведений.

Всадники и пастухи со стадом -- 1655-60, 120х171, Нац гал Вашингтон

Всадники и пастухи со стадом — 1655-60, 120х171, Нац гал Вашингтон

Дама и кавалер верхом -- 1655-65, 123х172, Нац гал Вашингтон

Дама и кавалер верхом — 1655-65, 123х172, Нац гал Вашингтон

Девочка с овцой -- 1655, 65х55, Частное собрание

Девочка с овцой — 1655, 65х55, Частное собрание

Домашняя птица -- 44х54  Музей Гронинге Брюгге

Домашняя птица — 44х54 Музей Гронинге Брюгге

Дорога у реки -- ок1660, 113х167, Картинная галерея колледжа Далвич Лондон

Дорога у реки — ок1660, 113х167, Картинная галерея колледжа Далвич Лондон

Доярка -- ок1655, 97х173, Музей Бойманс-Бенинген Роттердам

Доярка — ок1655, 97х173, Музей Бойманс-Бенинген Роттердам

Корабли на Маасе -- 1650-55, 100х152, Коллекция Уоллес Лондон

Корабли на Маасе — 1650-55, 100х152, Коллекция Уоллес Лондон

Лодки у пристани -- 1650-е, 124х145, Королевская коллекция Англия

Лодки у пристани — 1650-е, 124х145, Королевская коллекция Англия

Музыцирующие пастухи -- ок1644  91х119, Метрополитен Нью-Йорк

Музицирующие пастухи — ок1644 91х119, Метрополитен Нью-Йорк

Начало охоты -- 1650-55, 110х156, Метрополитен Нью-Йорк

Начало охоты — 1650-55, 110х156, Метрополитен Нью-Йорк

Овцы в хлеву -- 41х50, Частное собрание

Овцы в хлеву — 41х50, Частное собрание

Орфей с животными в пейзаже -- ок1640, 113х167, Частное собрание

Орфей с животными в пейзаже — ок1640, 113х167, Частное собрание

Пейзаж с всадниками на охоте -- 1650-55, Частное собрание

Пейзаж с всадниками на охоте — 1650-55, Частное собрание

Пейзаж с замком Берген -- ок1655, 32х54, Нац гал Лондон

Пейзаж с замком Берген — ок1655, 32х54, Нац гал Лондон

Петух и курицы -- 48х45  Музей искусств Гент

Петух и курицы — 48х45 Музей искусств Гент

Петух и курицы -- Музей Франса Халса Харлем

Петух и курицы — Музей Франса Халса Харлем

Портрет Питера де Ровере -- ок1650, 123х154, Маурицхейс Гаага

Портрет Питера де Ровере — ок1650, 123х154, Маурицхейс Гаага

Портрет офицера -- 1640-60, 82х70, Гос музей Амстердам

Портрет офицера — 1640-60, 82х70, Гос музей Амстердам

Источник

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Tags: , , , , , , , ,

{ Comments are closed! }