Отверженные Парижем

«Рисовать ребенка — это рисовать город» — сказал Виктор Гюго, и эта его фраза могла бы стать эпиграфом к творчеству французского художника Фернана Пелеса (Fernand Pelez, 1843-1913). Пожалуй никто из его французских современников не показал парижских «отверженных» так обобщающе точно, так беспощадно по отношению к обществу, но и с таким состраданием и участием.

Мученик (Продавец фиалок), 1885. Малый Дворец, Париж

Фернан Пелес родился в семье художников и получил академическое образование. Его первые работы лежали в традиционном «салонно-историческом» русле. Но начиная с 1880-х годов художник стал писать необычайно реалистические сцены из жизни бедных людей, которых он видел вокруг. Своими картинами бездомных семей, нищих, бродячих артистов, Пелесу удалось передать подлинный жгучий нерв окружающей действительности, и именно это отличает его от современников. Это и сегодня берет за душу в его работах.

Бездомные, 1883. Малый Дворец, Париж

Картины Пелеса неудобные, тревожные, часто откровенно удручающие. Его работа «Бездомные» показывает изможденную уставшую мать и ее пятерых детей, живущих на улице. Женщина и один из мальчиков смотрят на зрителя. Глаза матери пусты, в них уже нет надежды, а глаза мальчика еще вспыхивают упрямством и возмущением. Одежда семейства протерта до дыр, только мать и старшая дочь (которая, по-видимому, уже работает) носят обувь. Справа стоит весь их нехитрый скарб, а слева на стене как насмешка судьбы расклеены объявления о праздниках и танцах.

Фернан Пелес. Фотография ателье Бyaйе, 1890.

Художник говорил, что каждая из его картин — это страница из книги о парижской бедноте. Он и сам жил в небогатом парижском районе Батиньоль, бывало что и бедствовал. «Почему меня больше всего интересуют те, кто страдает? Я не знаю! Я рассказываю историю, вот и все!» — восклицал он.

Жертва или Задохнувшаяся, 1886 (фрагмент). Музей искусства и археологии, Санлис.

Фото — Mikael Martin

На этой картине по-видимому изображена девушка, отравившаяся угарным газом от недогоревших в печке дров. Трудно сказать, умерла она или лишь упала, потеряв сознание. Натруженные темные ладони говорят о тяжелой работе, которая возможно продолжалась всю ночь.

Маленький нищий, 1886. Малый Дворец, Париж

Пожалуй, самое говорящее в картине — это грязные ноги мальчика, выглядывающие из под длинного взрослого пиджака.

В 1888 году на ежегодном парижском салоне Пелес показал свою самую амбициозную работу: громадное пяти-секционное полотно длиной более шести метров. Оно посвящено бродячим цирковым артистам.

Маски и страдания. Бродячие артисты, 1888. Малый Дворец, Париж.
фото кликабельно, размер 2.5МБ

Картина произвела большое впечатление и на публику, и на критиков. Ее главная тема — мрачный контраст между целью развлечения публики заезжей цирковой труппой, и настоящей меланхолией и глубоким одиночеством самих артистов.

Полотно состоит как бы из нескольких мини-историй, каждая из которых имеет свой сюжет. В левой части — единственный на картине контакт между персонажами: девочка смотрит на уставшего или плачущего мальчугана. Не случайно, наверное, что эта визуальная связь отдана самым младшим членам труппы, которые еще не успели очерстветь.

Старшие девочки уже совсем обособлены, эмоций на лицах почти нет, они знают, что скоро для них начнется рутинная работа.

Наиболее активен клоун в центре холста, но и здесь мы видим не живое чувство, а искусную маску профессионального артиста

Великолепен карлик. Самый маленький по росту и помещенный ниже других в композиции, он оказывается сильнее всех психологически, взирая на зрителей сверху вниз с презрительно-королевским достоинством. Не знаю, ставил ли такую задачу Пелес, но у меня этот образ сразу ассоциировался с портретами Филиппа IV кисти Веласкеса.

«Французский оркестр» — завершающий сюжет картины, ее самая темная и самая тяжелая часть. Заметьте, все длинное полотно разворачивается слева направо в единую историю, словно иллюстрируя жизнь бродячего артиста с его юных лет и до самой старости, от маленького плачущего мальчика и до опустошенного старика, не имеющего ни надежд, ни желаний.

Впоследствии, Пелес больше не смог повторить успеха «Бродячих артистов». Его работы продавались все хуже, а критика не обращала на него внимания. Возможно злую шутку сыграла с художником его академическая техника, проигрывавшая на фоне революционных живописных течений того времени. Ну и конечно реалистичные картины с беднотой Парижа не могли понравиться ни французским аристократам, ни нуворишам-буржуа, которые копировали спесь и привычки высших слоев.

Маленький продавец лимонов, 1895-1897. Музей изящных искусств, Шамбери

«Маленький продавец» стал одной из фигур крупной работы Пелеса, названной «Вашалькада» (от французского vache — корова). На нем изображены фигуры карнавального шествия бедноты, проводившегося на Монмартре в конце XIX века.

Вашалькада, 1895-1900. Малый Дворец, Париж

Фото с сайта Малого Дворца

Дети словно позируют невидимому фотографу, пародируя традиционный буржуазный портрет. К знамени бедноты, поднятом на заднем плане, привязана дохлая крыса, символ монмартрского кабачка с одноименным названием.

«Вашалькада» никогда не показывалась на выставках и не покидала студии Пелеса. Рынок живописи во Франции был монополизирован аристократами и представителями привилегированных сословий. Пелес со своим реализмом не мог вписаться в их систему ценностей. На Салоне 1896 года не было продано ни одной его картины, что граничило с финансовой катастрофой. Оскорбленный и гордый художник продолжал работать, но в знак протеста полностью отказался показывать свои картины на парижских выставках. Он замкнулся в свой студии на Монмартре — так Фернан Пелес и сам стал отверженным, пусть и добровольным.

Из эскизов для неоконченной работы «Кусок хлеба», ок. 1908. Малый Дворец, Париж

«Кусок хлеба» был единственной работой, заказанной Пелесу государством. Картина должна была изображать очередь в бесплатную муниципальную кухню. Пелес начал работать над эскизами фигур в 1900 году и закончил десять из них к 1908 году.

Танцовщицы, 1905. Малый Дворец, Париж

Здесь показана одна из артистических уборных парижской Оперы. Ее интерьер резко контрастирует с роскошью других помещений Оперы: балет в те годы был в упадке. Танцовщицы получали мизерную зарплату (особенно в кордебалете) и охотно позировали даже бедным художникам за самое незначительное вознаграждение.

После кончины Пелеса в 1913 году, его сестры передали все картины художника, хранившиеся в мастерской, городу Парижу. Так они попали в запасники Малого Дворца, который тогда, как и сейчас, был городским музеем. Там картины провели в забвении долгих сто лет. Только в 2009 году Малый Дворец организовал выставку-ретроспективу Пелеса и с этого времени о художнике заговорили вновь. К сожалению, я не был на той выставке, но после нее многие работы художника остались в залах музеяа. Когда я недавно увидел их, то пройти мимо не смог — захотелось поделиться.

Прачечная, 1880. Малый Дворец, Париж

Это одна из самых ранних работ Пелеса на тему жизни простых людей. Ею можно было бы открыть эту запись, но я решил поставить ее как закрывающую скобку, отсылающую к началу.

Общество равнодушно проходит мимо трудных и неприкрашенных картин, ему больше интересны скандалы, гламур, в крайнем случае — лубочные жанровые сценки, но вовсе не свое отражение в правдивом зеркале. Впрочем, «но ведь это всегда было… люди как люди… обыкновенные люди… в общем».

Посмотрим, что скажут о Фернане Пелесе лет этак через пятьдесят…

_____________________________________________

   nikolai_endegor   

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Tags: , , , , , , ,

{ Comments are closed! }